Информационная безопасность
Обучающимся
Нельзя
Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших – всегда спрашивай родителей;
Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
Осторожно:
Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете – сообщи об этом своим родителям или опекунам;
Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха;
Незаконное копирование файлов в Интернете – воровство;
Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети – они всегда помогут;
Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
Можно:
Уважай других пользователей;
Пользуешься Интернет-источником – делай ссылку на него;
Открывай только те ссылки, в которых уверен;
Общаться за помощью взрослым – родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
Пройди обучение на сайте “Сетевичок” и получи паспорт цифрового гражданина! Уважай других пользователей;
Пользуешься Интернет-источником – делай ссылку на него;
Открывай только те ссылки, в которых уверен;
Общаться за помощью взрослым – родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
Пройди обучение на сайте “Сетевичок” и получи паспорт цифрового гражданина!
Детские безопасные сайты
http://сетевичок.рф/
https://blog.nextcamp.ru/
https://www.saferunet.ru/ – безопасный интернет
https://www.murzilka.org/ – журнал “Мурзилка”
https://lib.1sept.ru/ – библиотека в школе
https://www.lbz.ru/ – издательство БИНОМ
http://rusla.ru/rsba/ – портал школьных библиотек
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
представляемая в виде изображения или описания жестокости, насилия, преступления;
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство;
Общие советы
Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.
Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vk.com и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).
Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Педагогам
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
Методические и справочные материалы
Интернет: возможности, компетенции, безопасность
http://detionline.com/
Обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности
http://сетевичок.рф/
Лига безопасного интернета
http://www.ligainternet.ru/
Материалы по конфиденциальности, разработанные специалистами Роскомнадзора
http://персональныеданные.дети/